Как научить детей уважению

26.01.2015

Без авторитета взрослых детей невозможно учить и воспитывать. Это азы педагогики.

Вспомните, возможно, в вашей школе тоже были такие учителя – добрые и отзывчивые, но не умеющие поддержать свой авторитет? Слишком снисходительные и мягкие, уступчивые до той грани, когда их доброта превращается в беспомощность.

Пример из практики: клиентка жалуется на трудного подростка. В последний раз ее вызвали в школу вот по какой причине: ее сын на уроке физике, сидя на задней парте, ел борщ, принесенный из столовой. Учитель в этот момент, отгородившись журналом, бубнил лекцию. Через пол года, не выдержав травли и хамства со стороны учеников, он уволился – и обвинили в этом старшеклассников, игнорировавших его занятия и устраивавших ежедневный цирк из уроков физики.

Иногда можно услышать, что дети – жестоки. Это не так, дети просто искренне пользуются предоставленным шансом. Если учитель расписывается в своей неспособности управлять группой – зачем давать ему эту возможность? При этом дети могут незадачливому педагогу даже сочувствовать и симпатизировать, но молодое бурливое «Ах-ха-ха» все равно возьмет верх. И даже если физика интересна и пятерка важна – материал, поданный в такой форме, – не усвоится.

Потому что детям необходимо учиться у тех, кто в их глазах что-то значит. Когда они станут взрослыми – это изменится. Я на тренингах всегда говорю, что учиться можно у любого учителя. Даже если тренер вам не нравится, но говорит мудрые вещи – вы возьмете для себя то, что нужно. Но это действует только для взрослых, дети и подростки устроены по-другому.

Семья важнее, чем школа и учит более важным вещам. Поэтому вопрос уважения к старшим в семье еще более актуален.

Та же клиентка говорила мне об отсутствии авторитета у собственных детей. В профессии она состоялась, к ее слову прислушиваются, ее мнение важно. Она – прекрасный специалист-управленец, признанный авторитет в своей области. Но в семье ее мнение подвергается сомнениям и критике. Цитирую: «На работе люди ловят мои слова, открыв рот. Потому что я знаю, что и как делать. А все, что я говорю дома, принимается в штыки и отбрасывается со словами: «Мам, ну что ты понимаешь!»

Поддерживать авторитет взрослых не так уж легко. Даже если вы создали дома теплую доверительную атмосферу, – ваш ребенок не замкнут в кругу семьи. Он общается со своими сверстниками в детском саду или школе. Он видит, как другие дети разговаривают с взрослыми и как взрослые общаются между собой – и отнюдь не всегда вежливо и уважительно.

Малыш заметил взрослого пьяного дяденьку, валяющегося на тротуаре, услышал острым ушком неприличное слово от воспитательницы в детском саду; подросток понимающе усмехнулся, заметив курящую учительницу – и тонкая грань уважения и доверия к миру взрослых растворяется. Это нормально, это этап взросления – но важно, чтобы доверие и уважение остались в семье. Чтобы семья была монолитом, базовым нравственным фундаментом.

И если вы замечаете, что теряете авторитет – дело не только и не столько в ребенке. Дело в вас. В том, что вы делаете и что не делаете.

Итак, как же научить ребенка уважению?

Учите детей правилам этикета

Несколько лет назад, когда в доме раздавалась трель стационарного телефона – это всегда были звонки моим детям, так как у них еще не было сотовых. Если я брала трубку, почти всегда я слышала от их одноклассников следующее: «Алло! Кто это?»

Ни «Здравствуйте», ни «Позовите, пожалуйста», просто: «Алло, кто это»? Через некоторое время это так мне надоело, что я принялась объяснять правила этикета совсем незнакомым мне детям: поздоровайтесь, представьтесь и попросите позвать того, кто вам нужен. Количество звонков сократилось, но те, что остались – приняли правила.

Это я к тому, что дети легко усваивают нормы поведения – просто нужно рассказать им об этих нормах. Желательно и показать на собственном примере – ребенку очень трудно вести себя прилично, если он никогда не видел, как это делается.

Дети с удовольствием будут следовать правилам, если вы объясните им как это делать. Учите детей азам этикета и вежливости. Это так же важно, как уметь писать и считать, но родителями часто забывается.

Мы с младшим двухлетним сыночком ходим в развивающую группу. Детки там, его сверстники, умеют считать, знают буквы и цифры, а вот здороваются, входя в класс – единицы. «Здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста» – очень важные детские слова. Но если мама не придает им значения, откуда ребенок узнает об их важности?

При этом, если мама учит своего малыша здороваться с людьми – она делает очень важное дело. Она признает его полноправной личностью. Ведь он тоже участвует в общении, он поздоровался, – совсем как взрослые. Его услышали, и ему ответили. Вывод: его заметили и уже не надо привлекать к себе внимание шумными выходками и шалостями. Иногда даже такое простое внимание родителей помогает исправить плохое поведение.

Из личного опыта: мои дети к шести годам представляли из себя маленьких варваров. Когда у нас были гости, они выбегали навстречу, громко выклянчивали подарки, тут же их раздербанивали и вихрем мчались прочь. Таким же вихрем, опережая всех остальных, они подлетали к столу, выхватывая тарелки у кого попало, накладывали туда чего повкуснее и побольше, с шумным визгом и драками объедались, потом бросали все это, понадкусанное и не съеденное, и с шумными воплями покидали поле боя. Чаще всего это случалось так быстро, что половина гостей даже еще и не успевала сесть за стол.

Конечно, их поведение – это наша вина. В свое оправдание могу сказать только, что наши старшие дети – тройняшки, явление редкое и потому избалованное лаской и вниманием. Три маленьких копошащихся комочка, потом милые бантики, одежки, кудряшки в тройном размере – все так трогательно и необычно, что детям многое прощалось. Да я и сама считала их поведение милым и непосредственным, пока однажды не перехватила огорошенный взгляд моей 80-летней бабушки, к которой мы приехали в гости и по традиции начли с разорения любовно приготовленного стола.

Наблюдая, как мои любимые дети вырывают друг у друга две гусиные ножки (которые в принципе не делятся не троих, вы знали?), я поняла: момент настал – пора учиться.

Это мой личный список того, чему дети научились до школы. На мой взгляд, это следует знать и уметь любому 5-7 летнему ребенку, и если б мы начали раньше, это сберегло бы мне немножко нервов и не седых волос.

В младшем/старшем дошкольном возрасте дети должны знать, что:

1. Чужим взрослым нужно говорить «Вы».

2. Нельзя перебивать взрослых и вступать во взрослые разговоры. Или, если уж очень хочется, спросить на это разрешения.

3. Следует говорить «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». Отдельно мы усвоили «спасибо» кассирам в магазине и «пожалуйста» официантам.

4. Нужно наливать чай и предлагать угощение сначала гостям, потом папе и маме, и только потом – себе.

5. За столом нельзя кричать и шумно разговаривать, если этот стол – общий со взрослыми.

6. В гостях нельзя заходить в те комнаты, куда вас не приглашали.

7. Если папы рядом нет – мальчики подают маме пальто.

8. Взрослым в дверях уступают, а если все участники событий – дети, то пропускают тех, кто выходит.

9. В автобусе можно сидеть, только если есть свободные места, а если нет – уступить взрослым.

Было не очень сложно, просто детям пришлось несколько раз повторить одно и то же, пока они усвоили, что новые правила – это всерьез и надолго. К тому же они начали повторять наше поведение – через некоторое время я заметила, что девочки ковыряют еду не только вилкой, но и ножом – хотя этому я их не учила.

Учите детей проявлять благодарность

Очень важно научить детей проявлять благодарность – без нее невозможно научить уважению. К сожалению, иногда дети не ценят очень многие усилия, прикладываемые их родителями. Воспринимают заботу о себе как данность – этакие юные потребители.

Как научить детей уважать родителей – Часть II

С уважением, Софья Пименова, spimenova.ru




Возврат к рубрике

Рубрики
Новости

22.04.2017

Мероприятия в апреле и мае.

смотреть

Книга

Книга о правилах отношений