Кто украл полосочки у Зебры?

| 9 Время чтения:
Маленькая Зеброчка проснулась рано-рано утром, позавтракала сочной травкой и пошла к реке напиться водички. Заглянула в воду, - а там… ни одной полосочки! Ни единой!

Дружба и детские конфликты

s1200.jpg

Ребенок начинает осознанно выбирать себе друзей в возрасте 6-7 лет. Но “дружба в песочнице” – это тоже важный период, когда дети учатся взаимодействовать друг с другом и решать конфликтные ситуации, которые обязательно будут возникать, и бояться этого не следует. Малыши могут спокойно играть, через 5 минут поссориться, а еще через пять – снова стать лучшими друзьями. Если это обычная ссора из-за игрушки, взрослым лучше не вмешиваться. Что нужно сделать – так это при необходимости ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОДДЕРЖАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА: обнять, контейнировать его эмоции, установить границы (“Если не хочешь, ты можешь не делиться своей игрушкой. Но в таком случае и мальчик может не захотеть делиться с тобой”). Главное – оставить конфликт на уровне “РЕБЕНОК-РЕБЕНОК”. Вмешиваться взрослый может только в том случае, если в конфликт уже вмешался другой взрослый, а также в случае буллинга (об этом – далее).

В более старшем возрасте дети начинают осознано выбирать себе друзей, мнение которых становится для них важным, поэтому и конфликтные ситуации они переживают острее. Очень часто дети дружат по принципу комплементарности – выбирают друзей с теми чертами характера, которых нет в них самих. Например, девочка-отличница дружит с мальчиком-хулиганом, а спокойный и рассудительный мальчик – с более активным и разговорчивым. Родители НЕ ДОЛЖНЫ МЕШАТЬ ЭТОЙ ДРУЖБЕ, потому что ребенок таким способом получает опыт и накапливает другие формы поведения, особенности характера и т.д. Дружба может длиться, пока этот обмен полезен для обоих детей, а потом завершиться, если не делать из этого проблемы.

 

Буллинг и личное пространство

Школа – это социальная среда, в которой, как и в любой другой группе, существуют определенные правила и отношения. В младшей школе «вожак стаи» – учитель. Буллинг возникает в группе, где авторитарный учитель устанавливает правила поведения, основанные не на взаимном уважении и партнёрстве, а на послушании, чувствах вины и стыда. Будучи «вожаком», он может направлять негативные импульсы на ребенка, который ему не понравился (очень часто даже по непонятным ему самому причинам). Другие дети «считывают» эти «сообщения» и ведут себя соответствующе. Поэтому, буллинг – это не «болезнь» определенного ребенка, это болезнь ГРУППЫ в целом и ЕЕ “ВОЖАКА”, в частности.

eOKN1h32XHCL.jpg

Стороны конфликта

Буллинг – это проявление агрессии, унижение другого и доминирование над ним. В ситуации школьного буллинга всегда есть несколько сторон: Жертва, Агрессор(ы), Провокатор, Наблюдатели. Помощь нужна каждой из них.

1. Агрессор. В этой роли обычно бывает ребенок, для которого агрессивный способ общения является наиболее понятным и знакомым. Чаще всего ребенок выносит это из семьи, где принято проявлять агрессию по отношению к ребенку или, например, агрессию отца к матери. Но случается и наоборот, когда агрессивное поведение ребенка в семье блокируют, и малыш проявляет его вне дома. В любом случае, желание доминировать над другим человеком в определенной среде возникает из-за чувства угнетённости в чем-то другом (например, в семье).

 

Важно: если ваш ребенок агрессор, обратите внимание на то, способны ли вы, родители, справляться со своей агрессией и куда вы ее направляете.

 

2. Жертва.  В роли жертвы может оказаться любой ребенок, который по какой-то причине не понравился учителю. Также это может быть ребенок, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЕТ ГОВОРИТЬ “НЕТ” и для которого любой взрослый – это человек, которого нужно слушаться беспрекословно. В этом случае, при агрессивных выпадах в свою сторону, такой ребенок может считать, что сам виноват, и даже не расскажет про конфликт родителям.

 

Важно: СТРОЙТЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ и рассказывайте, что у него есть как физическая (видимая) граница – тело, которое никто не может трогать без разрешения; так и психологическая (невидимая) граница. Объясняйте, что когда тебе неприятно, обидно, хочется плакать, это означает, что границу перешли и нужно обязательно рассказать об этом родителям.

 

3. Наблюдатели. Им так же нужна защита и поддержка, ведь они не всегда понимают, что происходит на самом деле. Но они чувствуют, что что-то не так.

 

4. Провокатор. Как было сказано выше, в младших классах им чаще всего является учитель. В подростковом возрасте уже включается критическое мышление, дети больше не зависят от «вожака стаи», и могут угнетать по своим личным причинам.

1102015825_univ_lsr_xl-e1545212458366.jpg

 Что делать, если вы узнали о буллинге?

Главное – не молчать. Необходимо говорить со своим ребенком, классным руководителем, директором.

НЕТ, ничего не пройдет само собой.

НЕТ, ребенка не закалят эти испытания.

НЕТ, ребенок сам не справится.

Ему крайне важна поддержка родного взрослого человека, потому что то, что происходит, НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ НА УРОВНЕ “ВЗРОСЛЫЙ - ВЗРОСЛЫЙ”. Если школа умалчивает о сложившейся ситуации и не принимает участие в ее разрешении, не остается ничего, как перевести ребенка в другую школу


                                       Монтажная область 1.jpg

Кто украл полосочки у Зебры?

(сказка)

Маленькая Зеброчка проснулась рано-рано утром, позавтракала сочной травкой и пошла к реке напиться водички. Заглянула в воду, - а там… ни одной полосочки! Ни единой!

“Что происходит?!” – подумала Зеброчка. “Кто украл мои полосочки?” – возмутилась она мысленно, так, что другие звери, кажется, это услышали.

“Не смотри на меня…” – промурчал Тигр, который как раз нежился на солнышке.

“Послушай, друг, мне и своих хватает” – на ходу крикнул Енот, который всегда куда-то бежал.

Скунс со своими двумя полосками тоже на всякий случай отошел подальше от Зеброчки и побрел в неизвестном направлении.

Взволнованная и огорченная Зеброчка брела саванной. Навстречу ей – белая Лошадка.

- Привет, Зеброчка! Ты почему не в настроении?

- О! Кто-то украл мои полоски!..

- Хм… А разве нельзя без них?

-Ну… Теперь все звери будут думать, что я лошадка.

- Хм… - нахмурилась Лошадка.

- Не обижайся! Просто представь, что ты лошадка, а всем кажется, что ты, например… фламинго!

Лошадка так долго смеялась, что аж икать начала.

- Прости (Ик!). Наверное, ты (Ик!) права (Ик!). Давай я тебе помогу? Может, нарисуем тебе полосочки? Будут как новенькие!

И Лошадка начала вырисовывать кисточкой новые полоски на Зеброчке. Той было очень щекотно, но Зеброчка очень хотела быть Зеброчкой, поэтому практически не брыкалась.

- Готово! – радостно крикнула Лошадка. – Красота!

- Что это за разрисованная лошадь? – послышалось откуда-то. – Вы бы себе еще морковку на голову прилепили, как будто вы Единороги, - гаденько захихикал Бегемот, который как раз шел на водопой.

Не успела Зеброчка расстроиться, как набежали тучи и начался дождь. От новеньких полосочек и следа не осталось.

Вскоре пригрело солнышко, и к друзьям подошел важный господин Жираф!

- О, доброго здоровьица, детки! Зеброчка, какая-то ты сегодня другая… прическу изменила?

- Нет…

- А! Зубки отбелила?

- Да нет…

- У нее кто-то украл полоски, - рассказала Лошадка.

- Ну надо же! А я и не заметил. Ну, играйте, детки, играйте, - Жираф давно заприметил аппетитный листочек на самой верхушке дерева и сейчас как раз направлялся к нему.

- Вот видишь, он и не заметил, - улыбнулась Зеброчке Лошадка. – И я не заметила. А толстяку Бегемоту только бы издеваться – и не важно, на месте твои полоски или нет… Но если для тебя это важно, у меня есть еще одна идея.

Лошадка написала на листике “ЗебрАочка” и привязала травинкой к гриве. Но не успела Зеброчка обрадоваться такой хорошей идее, как поднялся сильный ветер, оторвал листочек и унес его прочь.

- Я сейчас еще что-то придумаю, ты только не расстраивайся, - поспешила утешить подружку Лошадка.

Но в этот раз Зеброчка не расстроилась.

- А знаешь, ты права, - улыбнулась она подруге. – Я знаю, что я Зебра! Мои друзья знают, что я Зебра. А тот, кто хочет называть тебя Единорогом, будет так делать, даже если ткнешь его носом в свои полоски!

 

P.S. Кстати, полоски никто не крал. Мама Зебра просто взяла их простирнуть.

 

(Автор - Галина Будилова @budilova_h, переводчик - Мария Милькова) 


Тренинг «Сказкотерапия для вашего ребенка»  

Вернуться

Есть вопросы — спрашивайте!

Мы поможем Вам, проконсультируем или запишем на приём.

Статьи

Новости 1 - 20 из 50
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец