Детская агрессия: как помочь малышу сказкой?

01.04.2015

Сказкотерапия – это действительно сказочная помощь родителям! Можно решить очень многие проблемы, притом мягко и спокойно. Проявляя любовь и уважение к своему ребенку – такой маленькой, но уже ЛИЧНОСТИ.

Я предлагаю вашему вниманию терапевтическую сказку, написанную для 5-летнего малыша. Мама на приеме назвала его «малолетним агрессором».

Конечно, любая проблема ребенка – это проблема его окружения, его семьи. Но не всегда бывает возможно проводить терапию со всеми членами семьи, а маленький человек отчаянно нуждается в помощи. Да, работать с симптомом – неэффективно, ведь проблема системна. И устранять нужно причину, а не симптом. Но как отказать в помощи замученной женщине с грустными глазами, которая запуталась и ищет выхода? Которая действительно любит своего ребенка?

К сожалению, папа и мама Вовы не могут найти общий язык в вопросах воспитания. Ситуация в семье нестабильная и сложная, и малыш на нее реагирует по своему. Делая обстановку в семье еще ожесточенней.

Фото к материалу «Детская агрессия: как помочь малышу сказкой?»

Итак, проблема: маленький Вова дерется и кусается. Очаровательный ребенок с мягкими пушистыми волосиками и внимательным взглядом, оказывается, умеет впадать в ярость моментально, по любой мало-мальской причине. Не дали конфету? Швырь чашку в стену. Одели не те сапоги? Маму кулаком. Выключили мультик? Кусь маму за руку (или до чего дотянулся).

Объяснения не эффективны, физические наказания, слава богу, в семье не допускаются. В садике Вову не любят, родители других детей подавали просьбу о его переводе, но Вова остался. При этом ситуация со сверстниками постепенно наладилась, Вова стал спокойней. Но дома все остается по-прежнему. Мама проводит с сыном больше всего времени, она же и становится основным объектом нападок и агрессивных выплесков.

Фото к материалу «Детская агрессия: как помочь малышу сказкой?»

Когда я бралась за написание этой сказки, то ставила перед собой следующие задачи:

1. Объяснить ребенку, что с ним происходит.

2. Дать возможность взглянуть на себя со стороны, оценить свое поведение.

3. Придать ему уверенности в том, что несмотря на особенности характера, он – замечательный. И любимый. Обоими родителями.

4. Научить принимать свою темную сторону, свою злость и показать, что агрессия свойственна всем людям.

5. Найти внутренний ресурс и дать ребенку алгоритм действия – показать, как можно справиться с проблемой.

Вова очень любит «Черную молнию», это персонаж из мультика «Как приручить дракона». Персонаж положительный, и наделен многими позитивными качествами. Но, как и у Вовы, у него есть проблемы с коммуникацией – люди видят в нем драчливого хищника. На самом же деле у этого дракона верное и преданное сердце, –  как и у Вовы.

Фото к материалу «Детская агрессия: как помочь малышу сказкой?»

Шрифтом выделено главное, то, что должно быть выделено и интонацией при рассказывании сказки.

В одной далекой долине жила семья драконов: папа, мама и сын. Мама и папа очень любили дракончика, называли его ласковыми словами, целовали на ночь, и он рос здоровым и сильным.

Дракончик был уже не совсем малыш. Он уже начал взрослеть, и хотя летать он еще не пробовал, но уже умел выпускать маленькие струйки огня и дыма. У него были острые зубы и настоящие крепкие когти. Он был очень сильный, ловкий и быстрый, как маленькая молния. У него были веселые друзья, теплый дом и множество интересных игрушек. Все у него было хорошо, но было в его жизни и кое-что, что доставляло ему неприятности.

Все драконы, и большие, и маленькие, когда злятся, очень сильно нагреваются. Они рычат и извергают огонь. И даже их бронированная кожа так сильно раскаляется, что напоминает кипящий чайник! Если к ним прикоснуться в этот момент, то можно очень сильно обжечься! Поэтому взрослые драконы, когда злятся, часто улетают в небо полетать, чтобы остыть и никого не обжечь.

Фото к материалу «Детская агрессия: как помочь малышу сказкой?»

Но маленький дракончик летать еще не умел, к тому же у него была одна особенность – чешуйки на его коже нагревались не просто быстро, а прямо-таки моментально! И из-за этого у него иногда случались неприятности.

Иногда дракончику даже нравилось, что он может загораться так быстро. Потому что, когда он это делал, многие пугались (даже мама). Тогда можно было делать что хочешь или даже забрать понравившуюся игрушку у других малышей. Правда, все, с кем он так делал, очень сильно обижались на него. Тогда ему становилось грустно и одиноко. А потом еще приходилось долго-долго мириться. Так что все-таки это было не самое приятное свойство.

Фото к материалу «Детская агрессия: как помочь малышу сказкой?»

Однажды мама готовила обед. «Хочу на обед много-много клубники», – попросил дракончик и убежал гулять. «Клубника, это хорошо», – подумала мама, – «но я хочу, чтобы сыночек вырос сильным и здоровым – лучше приготовлю кашу».

Каша? – закричал дракончик, – а где же клубника?

И оп-ля, его хвостик раскалился, пошел дым, чешуйки мгновенно нагрелись и обожгли маму.

А на следующий день дракончик учил волшебные слова, чтобы понимать язык птиц и зверей.

– Ну-ка, скажи, как по-птичьи будет «мама»? – спросила мама.

– Эээээээ, не знаю, – заскучал дракончик.

– Тогда нужно поучить еще, это обязательно, – сказала мама, но дракончик уже стал красным и брызгал вокруг раскаленным паром так, что на маме загорелся фартук.

Фото к материалу «Детская агрессия: как помочь малышу сказкой?»

И такое происходило довольно часто, так что детская комната была вся обгорелая, папа рычал так, что все звери на 2 километра вокруг прятались в свои норы, да и мама была в ожогах и иногда плакала. «Наверное, он меня совсем не любит», – грустила она.

Дракончик тогда тоже сильно расстраивался, ведь на самом деле он маму сильно-сильно любил. И мама его любила тоже очень сильно, поэтому сели они однажды и стали думать, чем бы им себе помочь. И решили спросить совета у мудрого волшебника, который жил далеко в горах. Мама посадила дракончика себе на спину, и они полетели. Перелетели через горный хребет, три быстрые реки, большой лес – но довольно скоро были на месте, – драконы ведь летают очень-очень быстро.

Когда Дракончик рассказал Волшебнику про то, как он нечаянно может разрушить что-нибудь, волшебник задумался.

Фото к материалу «Детская агрессия: как помочь малышу сказкой?»

– Я могу сделать так, чтобы твои чешуйки всегда оставались холодными. Могу сделать твои зубы не такими острыми и убрать когти. – сказал он. – Но ты тогда будешь не настоящим драконом, ведь все драконы нагреваются, когда злятся.

– Нет, я хочу быть настоящим драконом, – запечалился дракончик. – А ты можешь сделать так, чтобы чешуйки вспыхивали не сразу? Я хочу, чтобы они нагревались медленно-медленно.

– Да, это я могу сделать, – ответил волшебник и принялся за дело. – Но, чтобы волшебство сработало, тебе самому нужно немножко постараться. В следующий раз, когда ты разозлишься и почувствуешь, что вот-вот начнешь раскаляться, тут же замри и досчитай про себя до 5. Или постарайся двигаться медленно-медленно. Вспомни, как спокойно плывут по небу облака в жаркий солнечный день и двигайся так же плавно, как они. Тебе нужно делать так несколько минут, и тогда у волшебства будет время заработать.

Фото к материалу «Детская агрессия: как помочь малышу сказкой?»

«Где вы были?» – спросил папа, когда мама с дракончиком вернулись домой? – «Я принес вам мороженого». Но мама взяла мороженое и положила его в холодильник. Дракончик ужасно разозлился, очень-очень сильно, но…. он вспомнил свое обещание волшебнику и тут же замер. Он двигался медленно-медленно, не делая ни одного резкого движения, и его чешуйки были холодными. «Вот это да, – подумал он, – волшебство-то работает»!

Однако ему очень хотелось мороженого и это было ужасно несправедливо! Дракончик решил, что нужно подождать. «Ничего, сейчас я раскалюсь, и тогда посмотрим!» Он походил кругами, посопел и подумал: «Интересно, почему мама не дает мне мороженое? Вообще-то, скоро обед. Нужно спросить».

Он пришел на кухню и сказал: «Мама, аккуратней, наверное, мои чешуйки уже скоро нагреются. А после обеда можно мне будет мороженное»?

«Конечно», – сказала мама и потрогала дракончика. «Эге-гей, да ты так и остался холодным! – воскликнула она! – Вот здорово! Иди в свою комнату, скоро я позову тебя обедать».

Дракончик ушел, сел и стал думать, почему его чешуйки так и остались холодными? А вы как думаете, почему?

Тренинг «Сказкотерапия для вашего ребенка»

С уважением, Софья Пименова, spimenova.ru




Возврат к рубрике

Рубрики
Новости

11.12.2017

20 декабря тренинг "5 законов крепкой семьи"

Подробнее

Книга

Книга о правилах отношений